Поездка в Свято-Успенский монастырь под Бахчисараем

4Сегодня, 10 февраля 2016, в Симферополе опять потеплело. Ярко светит солнце. Небо голубое-голубое и не одного облачка. Пахнуло весной. Дома не усидеть — тянет в дорогу. Куда бы поехать, чтобы и погулять на природе, и чтоб вовремя вернуться к заранее запланированной встрече?.. Может быть в Успенский монастырь? Это и не очень далеко от Симферополя: он расположен в урочище Мариам-Дере (ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. И можно совершить чудную пешеходную прогулку от монастыря к пещерному городу Чуфут -Кале, полюбоваться красотами природы. И, конечно, поклониться святыням, хранящимся в монастыре, напитаться благодатью, исходящей от этого святого места. Решено еду в Свято-Успенский монастырь под Бахчисараем.

Как-то быстро я сегодня доехала до Бахчисарая: дорога не загружена… Оставляю машину на нижней стоянке, перед началом подъема к монастырю, и — вперед в гору. Перед моим взором открывается необыкновенной красоты ущелье, каждый уголок которого дышит историей…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

История возникновения Свято-Успенского мужского монастыря

Успенский монастырь возник в эпоху иконоборчества в Византии (VIII в.), когда многие монастыри были закрыты, а почитатели икон — монахи и светские люди — переселялись на окраины империи, в том числе и в Крым. В горном Крыму появляется большое количество монастырей, просуществовавших вплоть до XIII в. Они были разрушены или закрыты после многочисленных набегов монголо-татарских племен и создания на полуострове Крымского ханства.

Успенский монастырь был сохранен и в 1475 году, уже после захвата турками-османами всех территорий бывшей Византийской империи, становится резиденцией митрополита и центром православия в Крыму.

Существует легенда об основании монастыря, в которой повествуется о змее, пожиравшем людей и скот, и о молитвах, возносимых жителями окрестных поселений к Пресвятой Богородице, «дабы их от онаго злаго змия свободила», о явлении чудотворной иконы прямо на скале и о горящей перед ней свече: икону с почестями несколько раз переносили в дом местного князя, но она вновь и вновь оказывалась на скале.

Явление иконы произошло 15 августа ( 28 августа — по новому стилю), поэтому храм посвящен Успению Богородицы.5

Почитание монастыря

Успенский монастырь был почитаем не только христианами, но и мусульманами: сам основатель династии Гиреев просил помощи у Пресвятой Богородицы, обещая «знаменитое приношение и честь ее образу воздати». Он поступал так: продавал одного из самых лучших своих коней, накупал воску на свечи и целый год ставил их перед иконой. Так же поступали и его преемники.

Русские цари всегда оказывали монастырю материальную поддержку. А русские послы, приезжавшие в Крымское ханство для переговоров, «по окончанию дел у хана служили там благодарственный молебен».

В 1778 году часть крымских христиан переселялась в Приазовье. В числе переселенцев были и жители греческой деревни Мариамполь, располагавшейся на левом склоне ущелья. На новом месте они основали город Мариуполь. Переселенцы вывезли с собой в Приазовье и чудотворную икону Богоматери, и до 1918 года она находилась в Успенском храме города Мариуполя, затем следы ее теряются. Ныне в монастыре хранится список с чудотворной иконы.

В 1783 году Крым становится частью Российской империи. На место вывезенной греками чудотворной иконы была помещена икона Успения Богоматери — дар коменданта Бахчисарая полковника Тотовича, серба по происхождению. Каждый год 15 августа местные жители собирались у Успенской скалы: часто среди них были государи Российские и члены их семей.

Так в 1818 году Успенский пещерный храм посетил Александр I. Он попросил показать ему место явление иконы на скале, а затем велел подать себе лестницу и свечу и, взойдя по лестнице, приложился к образу Богоматери и поставил перед ним зажженную свечу.

3

Я тоже по крутой лестнице поднимаюсь в Успенский пещерный храм, где за решетчатыми воротами в отдельном углублении хранится список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. С глубоким почтением молитвенно прикладываюсь к святыни. Покидая храм, поминутно останавливаюсь, чтобы полюбоваться открывающимися передо мной чудными видами природы.

Перед тем, как продолжить дальше свой путь, умываюсь и пью воду из святого источника. Дорога сначала спускается вниз, а потом снова ведет в гору…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Возрождение Успенского монастыря

В 1921 году монастырь был закрыт. В помещениях монастыря разместилась трудовая колония инвалидов. Землетрясение 1927 года разрушило часть храмов, расположенных на верхнем плато. Чтобы остатки этих зданий не упали вниз, где находилось колония, их разобрали на стройматериалы.

Возрождение монастыря началось в 1992 году с того момента, когда в пещерном храме Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь совершил Божественную литургию и освятил источник.

Сделано уже очень много — восстановлены кельи и хозяйственные постройки, пещерный Свято-Успенский храм, храм во имя св. апостола и евангелиста Марка, храм во имя Равноапостольных царей Константина и Елены, вновь отстроена звонница: позолотой засверкал ее купол. На противоположной стороне ущелья вновь воздвигается храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Могилы воинов, погибших в боях за Севастополь

В 1850 году стараниями архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) был открыт Бахчисарайский Успенский скит.

Во время героической обороны Севастополя 1854-1855 гг. в монастыре размещался госпиталь. Здесь работал знаменитый хирург Н. Пирогов. Монахи помогали выхаживать раненных воинов, которых привозили из Севастополя.

На воинском кладбище среди надгробий есть памятники генерал-адъютанта П.А. Вревского и генерал-майора П.В. Веймарна, погибших в сражении при Черной речке.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В годы Великой Отечественной войны заброшенный монастырь вновь дал приют раненым в боях воинам. Весной 1944 года в бывшей трапезной и в гостином доме разместился госпиталь. И вновь, как и сто лет назад, боролись врачи за жизни людей, только не было рядом молящихся монахов.

Слева от дороги расположено братское кладбище советских солдат, умерших от ран в госпиталях Бахчисарая в период героической обороны Севастополя и его штурма в мае 1944 года. Здесь покоятся тела 170 воинов.

Дальше дорога ведет мимо мусульманского кладбища к Чуфут-Кале, расположенному на вершине горы. В лесу местами еще лежит не растаявший снег, а у пещер древнего города греются на солнце длиннохвостые ящерицы. В синем небе парят птицы. Воздух чист и прозрачен.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Не хочется покидать это святое место, но пора возвращаться в Симферополь…

Т.Керусова